|
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. Образовательная программа- это документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности. В образовательных учреждениях действуют следующие программы: Типовая (примерная) программа- утвержденная МО РФ и рекомендованная Управлением дополнительного образования в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности. Модифицированная (или адаптированная) программа- измененная с учетом особенностей организации и формирования групп детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Экспериментальная программа- ее целью является изменение содержания, организационно- педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Авторская программа полностью написана педагогом или коллективом педагогов, ее содержание- это совокупность предлагаемых средств решения проблем в образовании, отличающихся новизной и актуальностью. Образовательная программа имеет следующие направленности: научно- техническая; спортивно- техническая; физкультурно- спортивная; художественно- эстетическая; туристско- краеведческая; эколого- биологическая; военно- патриотическая; социально- педагогическая; культурологическая; естественно- научная. Структура программы должна содержать следующие разделы: — пояснительную (объяснительную) записку; — учебно-тематический план; — содержание программы. Пояснительная (объяснительная) записка (первый раздел программы) призвана достаточно обоснованно и кратко раскрыть цели изучаемого предмета, обосновать отбор содержания и логику в последовательности его изложения; дать общую характеристику образовательного процесса: методов, форм организации и характера деятельности; выделить то новое, что внесено в данную программу по сравнению с другими действующими в этом направлении программами. Исходя из вышеуказанного, в пояснительной (объяснительной) записке рекомендуется отразить: — обоснование актуальности программы (для страны, конкретного региона учреждения), ее новизны и основных отличий от других аналогичных или смежных профилю деятельности; — основные ведущие идеи (научные - по предмету знаний, общепедагогические, социальные и другие, раскрывающие научную и методологическую позиции автора); — цели и задачи программы на все годы (если программа долгосрочная), а также цели, определяемые для каждого года процесса деятельности; — характеристика возрастной группы детей, для которой предназначена программа, а также содержание и объем стартовых знаний, необходимых для начального этапа освоения программы; — краткое описание основных методов, обеспечивающих, с точки зрения автора, сознательное и прочное усвоение детьми материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой работы, умение фиксировать и обобщать материалы наблюдений, исследований; — краткое описание разнообразных форм работы с детьми (экскурсии, походы, практические и лабораторные занятия, массовые мероприятия и т.п., которые дают возможность детям максимально проявлять свою активность, изобретательность, развивать их эмоциональное восприятие); — прогнозируемые результаты и критерии их замера (что будут знать и уметь обучающиеся, где они смогут продолжить свои занятия по профилю объединения, какие качества личности могут быть развиты у детей в результате занятий и каким образом это определяется); — средства, необходимые для реализации программы (научно-методическое, материально-техническое обеспечение и др.). Учебно-тематический план (второй раздел программы). 1. Учебно-тематический план представляется как учебный курс, включающий в себя основные темы программы и их продолжительность. 2. Оформить его рекомендуется в виде таблицы, в которой указываются:
3. Следует иметь в виду, что традиционно расчет часов имеет объем 72, 144 и 216 часов в год, соответственно 2, 4 и 6 часов в неделю. Если программа предполагает другую временную нагрузку, это следует обосновать (в пояснительной записке). Содержание программы (третий раздел программы). 1. Тема, обозначенная в учебно-тематическом плане, здесь раскрывается достаточно полно с указанием всех основных вопросов, прежде всего в теоретическом плане. Такого же полного раскрытия требует и практическая часть. Если по теме планируется экскурсия, желательно указать, где она проводится (в парке, на производстве, в музее и пр.), и по возможности ее содержание. 2. Для детей, занимающихся не один год, следует продумать темы рефератов, докладов, проектов и других форм самостоятельной (возможно исследовательской) работы, которые могут составлять отдельный раздел программы. В приложении к программе желательно представить: — список литературы по данному направлению деятельности; — перечень необходимого оборудования (в расчете на количество человек). ©
Copyright 2005. Все
права защищены. г.Слободской,Кировская область. |
|