|
Как писать сочинение? |
|
|
|
ДМИТРИЙ
МЕРЕЖКОВСКИЙ
(1866-1941) | |
Первые признаки нового литературного направления
обнаруживаются в начале 1890-х гг. Это выступления А.
Волынского, Н. Минского, но
главным образом работа
Дмитрия Сергеевича Мережковского «О причинах упадка и о
новых течениях современной
русской литературы» (1893). Брошюра Мережковского - это и
краткая история русской
литературы с параллелями из литературы европейской, и
обзор современной поэзии, прозы, критики, и философский
трактат на тему «что есть
настоящая литература», и
программа на будущее.
По Мережковскому, признаки упадка заметны во всем: в порче языка, в
настроениях публики, в работе издателей, в современной
критике, которая уже не стремится ни к научности,
как «шестидесятники» Писарев и Добролюбов, ни
к художественности (образцами
«поэтической» критики он считал статьи Белинского, Аполлона
Григорьева, отдельные очерки Достоевского, Тургенева,
Гончарова и заметки о литературе
Пушкина). Упадок ощутим и в поэзии, поскольку новые поэты
явно уступают классикам. Упадок назрел и в
прозе, где, конечно, есть Лев
Толстой, но его отношение к своему творчеству - отказ
от прежних произведении -говорит о многом.
Поколение
конца XIX
в., пишет Мережковский, проникнуто
возмущением «против удушающего мертвенного позитивизма,
который камнем лежит на нашем
сердце». Он вспоминает знаменитую строку Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь» -и
комментирует: «В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь
красоту символа, действует
сильнее на сердце, чем то, что
выражено словами». Символами могут
являться и характеры:
Гамлет, Фауст, Дон-Жуан, Дон-Кихот и Санчо Панса.
Тургенев и Гончаров, Достоевский и Толстой, Флобер и
Мопассан - неосознанно в своем
творчестве предвосхитили то,
что сознательно может взять на
вооружение новое искусство:
«мистическое содержание, символы и расширение
художественной
впечатлительности». Иначе
говоря, должны появиться новые способы воздействия
на читателя, чтобы через отдельные символы писатель мог
раскрыть за обманчивым миром явлений - мир
сущностей.
Как поэт Мережковский повлиял на литературу своего
поколения мало, больше названием
своего сборника «Символы» (1892), нежели собственно стихами. Еще будучи гимназистом,
Мережковский однажды читал свои стихи Ф.М. Достоевскому, и тот свой
суровый отзыв сопроводил напутствием:
«Страдать надо, молодой человек, - страдать, а потом
стихи писать». Поэзия
Мережковского и в годы его
известности отличалась чрезмерной
рассудочностью. Впрочем, с его языка иногда слетали признания,
которым нельзя было не
поверить: «И хочу, но не в силах любить я людей: я чужой
среди них...», или: «Но ближних не люблю, как не люблю
себя...»
Многие мемуаристы говорили о
«странном» облике
Мережковского - и духовном, и физическом, о том, что
среди других людей он был
немножко «марсианин».
Oн
словно бы томился земным существованием, вообще не любил
«земного». И когда в стихах касался темы бренности
жизни, его поэзия словно бы
оживала - как в известном
стихотворении «Парки» или более позднем, коротком, но
выразительном:
- Так
жизнь ничтожеством страшна,
- И даже не борьбой, не мукой,
- А только бесконечной
скукой
- И тихим ужасом полна,
- Что кажется - я не живу,
- И сердце перестало биться,
- И это только наяву
- Мне все одно и то же
снится.
- И если там, где буду я,
- Господь меня, как здесь,
накажет, -
- То будет смерть, как жизнь моя,
- И смерть мне нового не
скажет.
В эмиграции с
чувством тяжести земного бытия слились воспоминания о России.
И это особенное переживание
Мережковскому иногда удавалось выразить с силой, которой не знала
ранняя его поэзия:
- Что это - утро, вечер?
- Где это было, не знаю.
- Слишком ласковый
ветер,
- Слишком подобное раю,
- Все неземное-земное.
- Только бывает во сне
- Милое небо такое,
- -Синее в звездном огне.
- Тишь, глушь, бездорожье,
- В алых маках межи.
- Русское, русское -Божье
- Поле зреющей ржи.
- Господи, что это
значит?
- Жду, смотрю, не
дыша...
- И
от радости плачет,
- Богу поет душа.
- («Сонное»)
С литературным творчеством Мережковского были связаны
его религиозные искания. Он
был талантливым прозаиком и
блестящим эссеистом.
Человеческая история, как иоле битвы Бога с Дьяволом - эта идея
нашла воплощение не только в его
публицистике, не только в
критических статьях, но и в
исторических романах «Юлиан
Отступник», «Леонардо да
Винчи» и «Петр и Алексей»,
объединенных в трилогию
«Христос и Антихрист». Продолжением духовных исканий
Мережковского стала вторая
трилогия «Царство зверя»,
куда вошли пьеса «Павел Г»,
романы «Александр
I»
и «14-е декабря».
Мережковский не просто тщательно исследовал
эпоху, о которой собирался
писать, прочитывая целые
библиотеки по заданной теме.
Он непременно старался
увидеть места, связанные с основными событиями его
произведений. И все же в любом его романе слишком заметно
проступает та система мыслей,
которую он хочет выразить и
которая не имеет прямой связи
с художественной задачей.
В основе поисков Мережковского лежала его мечта о
«Третьем Завете», время
которого, по его мнению, должно
настать неизбежно. Был «Ветхий Завет» (завет человека с
Богом-Отцом), был «Новый
Завет» (с Богом-Сыном) и будет Третий Завет - со Святым Духом.
Лишь по
внешности каждое историческое произведение
Мережковского - роман, по существу же, это историко-философский
трактат. Мережковский и сам хорошо
чувствовал эту особенность
своих художественных произведений. В эмиграции он отступает от собственно беллетристической
формы, приближая следующие свои книги - о Данте, Наполеоне,
Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном
- к философской эссеистике.
По материалам учебной литературы.
Лопаткин
В.
Назад
Copyright 2005. Все
права защищены. г.Слободской,Кировская область.
|
|