|
|
Психологическая служба
Советы психолога
-
СПОСОБЫ СНЯТИЯ НЕРВНО-
ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
-
1.
Релаксация — напряжение —
релаксация — напряжение и т.д.
-
2.
Спортивные занятия,
-
3.
Контрастный душ.
-
4.
Стирка белья,
-
5.
Мытье посуды.
-
6.
Пальчиковое рисование (ложка
муки, ложка воды, ложка краски). Кляксы. Потом поговорить о
них.
-
7.
Скомкать газету и выбросить
ее.
-
8.
Соревнование: свое
напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот
комок как можно меньше и кинуть подальше.
-
9.
Газету порвать на мелкие
кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
-
10.
Слепить из газеты свое
настроение.
-
11.
Закрасить газетный разворот
-
12.
Громко спеть любимую
песню
-
13.
Покричать то громко, то
тихо.
-
14.
Потанцевать под музыку,
причем как спокойную, так и «буйную»
-
15.
Смотреть на горящую свечу,
-
16.
Вдохнуть глубоко до 10 раз.
-
17.
Погулять в лесу, покричать.
-
18.
Посчитать зубы языком с
внутренней стороны,
-
Как справиться со стрессом
-
В литературе много пишут о
причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата
ценностей, ненависть к учебе и т.д. Многие ненавидят школу,
которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что
делать? Выход следующий: меняйте стиль жизни, меняйтесь
сами!
-
Хочется привести слова
Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за
ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные
токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от
хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно
любить все, что вы делаете. Или, иначе, делайте то, что
можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная
мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим
из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые
вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных
сил, спасет от утомления, от болезни, известной под
названием «скука».
-
Обратите внимание на
состояние своего физического и психического здоровья.
Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли,
сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение
желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса
являются рассеянность, расстройство памяти, тревожность,
плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи,
раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе,
к возникновению различных заболеваний, психическим
расстройствам и к лекарственной зависимости.
-
Что делать,
чтобы нейтрализовать стресс?
-
Во-первых, при стрессах
быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно
группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно
витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в
меру!
-
Во-вторых, очень полезны
физические упражнения. Ходите в спортивный зал,
делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу,
посещайте бассейн, баню.
-
В-третьих, необходима
психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие
способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное
небо, облака, мечтайте.
-
В-четвертых, для гармоничной
жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на
психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных
торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте
внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату,
ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
-
Как управлять своими
эмоциями
-
Можно разрядить свои эмоции,
высказавшись в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют,
ты один, то
можешь выразить свой гнев, поколотить подушку или выжимая
полотенце, даже если оно сухое. Большая часть энергии гнева
копится в мышцах плеч, верхней части рук и в пальцах.
Производи любые спонтанные звуки — напряжение может быть
«заперто» в горле.
-
Самую полноценную разрядку
дают занятия каким-либо видом спорта. Поэтому настоящие
спортсмены обладают только физическим, но и душевным
здоровьем. Благотворно действует на человека природа.
Прогулка в лесу, созерцание движения реки или спокойной
глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное
равновесие и работоспособность даже в самых трудных
ситуациях.
-
Дыхание уступами. Три-
четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких
вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов,
идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при
стрессе. Природа дала нашему мозгу отличное средство защиты
от психических перегрузок — смех и плач. Смех оказывается
своеобразной защитой нервной системы. Его можно
рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и
дробят опасный поток импульсов. В этом упражнении
соединяются целебные свойства плача и смеха.
-
А сейчас предлагаем ряд
упражнений на снятие эмоционального напряжения.
-
1. Сожмите пальцы в кулак с
загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не
торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие
кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте
выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает
эффект.
-
2. Возьмите по два грецких
ореха и совершайте ими круговые движения в каждой ладони.
-
3. Слегка помассируйте
кончик мизинца.
-
4. Поместите орех на ладонь
ближе к мизинцу, прижмите его ладонью другой руки и делайте
орехом круговые движения в течение 3 минут.
-
-
КАК ЛУЧШЕ
ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
-
-
Как
подготовиться психологически
-
Для того чтобы в кризисной
ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой
сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться,
пока ситуация станет катастрофической.
-
— Начинай готовиться к
экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя
спокойствие.
-
— Если очень трудно
собраться с силами и с мыслями, постарайся запомнить сначала
самое легкое, а потом переходи к изучению трудного
материала.
-
— Ежедневно выполняй
упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения,
усталости, достижению расслабления,
-
Режим дня
-
Раздели день на три части:
-
— готовься к экзаменам 8
часов в день;
-
— занимайся спортом, гуляй
на свежем воздухе, сходи на дискотеку потанцуй — 8
часов;
-
— спи не менее 8 часов; если
есть желание и потребность, сделай себе тихий час после
обеда.
-
Место для
занятий
-
Организуй правильно свое
рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку
в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета
повышают интеллектуальную активность.
-
Как запомнить большое
количество материала
-
Повторяй материал по
вопросам. Вначале вспомни и проверь правильность дат,
основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли — это
опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план
ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В
последний
-
день перед экзаменом
просмотри листочки с кратким планом ответа.
-
Как развивать мышление
-
1. Хочешь быть умным —
научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно
отвечать и молчать, когда нечего больше сказать.
-
2.
Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и
само мышление невозможно без знаний.
-
3. Развивать мышление — это
насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть
самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они
дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.
-
4. Мышление начинается с
вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Почему?»
и «Как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.
-
5. Мышление активизируется
тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности
достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления
важно формировать умение видеть предмет или явление с разных
сторон, замечать новое в привычном.
-
6. Способность замечать в
предмете или явлении различные признаки, сравнивать между
собой предметы или явления — необходимое свойство мышления.
-
7. Чем большее число
признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и
совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в
играх на сообразительность, в решении логических задач и
головоломок.
-
8. Мышление и речь
неразрывны. Непременное условие развития мышления —
свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях,
активное использование письменной речи, пересказ другому
того, что не до конца понимаешь сам.
-
-
Существуют методики
повторений материала, но прежде чем, рассмотреть некоторые
обратимся к психологическим аспектам запоминания.
Современная наука определяет память как систему запоминания,
хранения и воспроизведения информации. Известный английский
физиолог Трей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое
определение памяти: «Память- это не брошенная на стол
монета, а постоянно горящая свеча». Из такого определения
следует, что именно активизация всех интеллектуальных
процессов (внимание, мышление) обеспечивает и высокое
качество памяти и процесс запоминания. Поэтому повторять и
учить материал нужно внимательно и рассматривать взаимосвязь
между темами. Это одно из условий успешного применения
методик повторения.
-
Некоторые закономерности
запоминания
-
1. Трудность запоминания
растет непропорционально объему. Большой отрывок учить
полезнее, чем короткое изречение.
-
2. При одинаковой работе
количество запоминаемого тем больше, чем выше степень
понимания.
-
3. Распределенное заучивание
лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем
подряд, лучше понемногу, чем сразу
-
4. Эффективнее больше
времени тратить на повторение по памяти, чем на простое
многократное чтение.
-
5.
Если работаешь с двумя материалами — большим и поменьше,
разумно начинать с большего.
-
6. Во сне человек не
запоминает, но и не забывает.
-
7. Методика повторения
«Школа быстрого чтения Олега Андреева». Повторение- это
воспроизведение прочитанного своими словами. Обращение к
прочитанному допустимо только после невозможности вспомнить
текст в течение 2- 3 минут напряжения памяти. Предлагаемый
режим повторения проверен многократно и дает хорошие
результаты. Учитывайте, что имеется ввиду повторение уже
изученного и усвоенного ранее материала.
-
Режим повторения:
-
Ø
Первое повторение сразу
после окончания чтения.
-
Ø
Второе повторение через 20
минут после предыдущего.
-
Ø
Третье повторение через
восемь часов.
-
Ø
Четвертое повторение через
сутки (лучше перед сном, закончить к 22 часам и сразу же
лечь спать)
-
8. Метод «5 П»
-
1 П- просмотреть текст
(бегло)
-
2 П- придумать к нему
вопросы
-
3 П- пометить карандашом
самые важные места
-
4 П- пересказать текст
-
5 П- просмотреть текст
повторно
-
Помни! Мы лучше всего
запоминаем:
-
- то, что нам нужно,
-
- то, что мы можем связать с
другими нашими знаниями и умениями,
-
- то, чем мы постоянно
пользуемся.
-
Условия поддержки
работоспособности
-
1. Чередовать умственный и
физический труд.
-
2. В гимнастических
упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече,
стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам
мозга.
-
3. Беречь глаза, делать
перерыв каждые 20—30 минут (оторвать глаза от книги,
посмотреть вдаль).
-
4. Минимум телевизионных
передач!
-
-
Что делать,
если устали глаза?
-
В период подготовки к
экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали
глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил
для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так,
чтобы глаза отдохнули.
-
Выполни два любых
упражнения:
-
— посмотри попеременно
вверх-вниз (25 секунд), влево — вправо (15
секунд);
-
— напиши глазами свое имя,
отчество, фамилию;
-
— попеременно фиксируй
взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на
листе бумаги перед собой (20 секунд);
-
— нарисуй квадрат,
треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в
противоположную сторону.
-
-
ПОВЕДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ
-
Какую одежду
лучше надеть на экзамен?
-
Одежда должна быть спокойных
тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих
цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей
костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у
людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время
экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А
вот после экзамена — все что хотите.
-
Рекомендации
по поведению до и в момент экзамена
-
1. За день до начала
экзамена постарайся ничего не делать. Если ты чего-то не
доучил, лучше не пытайся, «Перед смертью не надышишься».
Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем
экзамене.
-
2. Перед экзаменом
обязательно хорошо выспись.
-
3. И вот ты перед дверью
класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я
совершенно спокоен». Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше
ты не будешь заходить, тем больше будет нагнетаться
напряжение, чувство неуверенности, страха.
-
4. Приведи в порядок свои
эмоции, соберись с мыслями.
-
5. Смело входи в класс с
уверенностью, что все получится.
-
6. Сядь удобно, выпрями
спину. Подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у
тебя все получится. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я
совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз.
Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное
напряжение. В завершение сожми кисти в кулаки.
-
7. Выполни дыхательные
упражнения для снятия напряжения:
-
— сядь удобно,
-
— глубокий вдох через нос
(4—6 секунд),
-
— задержка дыхания (2—3
секунды).
-
8. Слушай внимательно, чтобы
не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об
оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как заполнить
бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и
т.д.
-
9. Постарайся
сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют
только часы, регламентирующие время выполнения теста, и
бланк с заданием. Торопись не спеша. Читай задания до конца.
Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по
первым словам, а концовку придумаешь сам.
-
10. Просмотри все вопросы и
начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда
ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть
вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только
соберись с мыслями.
-
11. Когда приступаешь к
новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, — как
правило, задания в тестах не связаны друг с другом.
-
12. Действуй методом
исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно
не подходят.
-
13. Если ты сомневаешься в
правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься
своей интуиции!
-
14. Оставь время для
проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть
пробежать глазами и заметить явные ошибки.
-
15. Стремись выполнить все;
задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь
тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень
трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70%
заданий.
-
-
Поведение во время ответа
-
Если экзаменатор — человек
энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством
пауз может его разочаровать.
-
Если же экзаменатор —
человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у
него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой,
жестикуляцией и громким голосом.
Никогда не забывай о
необходимости соблюдения чувства меры. Ничего лишнего!
-
Составители- Поникаровская
Е.А., методист- психолог городского методического кабинета
-
Коснырева
Г.В., методист- психолог городского методического кабинета
-
-
При подготовке некоторых
методических рекомендаций использовались статьи газеты
«Школьный психолог».
| |
Назад
Copyright 2005. Все
права защищены. г.Слободской,Кировская область.
|
|