|
|
Психологическая служба
-
"Управление
развитием
службы практической психологии
в системе образования города Слободского"
-
Развитие службы практической
психологии в системе образования города должно
осуществляться в рамках масштабного процесса модернизации
образования.
-
Приоритетной целью модернизации
образования определяется обеспечение высокого качества
российского образования. В современном представлении понятие
«качество образования» не сводится только к набору знаний и
навыков, оно связывается с понятием «качество жизни»,
раскрывающимся через такие категории как «здоровье»,
«социальное благополучие», «самореализация», «защищенность»,
«компетентность» и др.
-
Соответственно сфера
ответственности практической психологии в системе
образования не может быть ограничена рамками задач
преодоления трудностей обучения, она предполагает решать
задачи успешной социализации, сохранения и укрепления
здоровья, защиты прав детей и подростков.
-
Толчком в развитии службы
практической психологии города Слободского стала работа
руководителей образовательных учреждений города и резерва
руководителей в семинаре «Психологические основы
эффективного управления», который в 1998 году проводили на
базе методического кабинета управления образования города
Слободского психологи областного центра службы практической
психологии Кудинова СВ. и Березин Л.К). На данном семинаре
руководители получили практический аспект решения проблем
управления, проблемы взаимодействия между участниками
образовательного процесса, формирование имиджа руководителя;
многие получили психологическую помощь в решении личных
проблем.
-
Все это мотивировало
руководителей школ к введению ставок педагогов-психологов в
образовательных учреждениях. Анализируя данные за 6 лет,
можно выделить следующие тенденции в развитии
психологической службы города:
-
1) Увеличивается количество
образовательных учреждений, обеспеченных психологическими
кадрами. Огорчает факт отсутствия педагогов-психологов в
учреждениях дополнительного образования города. На
сегодняшний день в 6 школах из 7 работают 7
педагогов-психологов, 1 педагог-психолог в школе-интернате;
в 13 дошкольных образовательных учреждениях работают 10
педагогов-психологов.
-
Таким образом, образовательные
учреждения города на 81 % обеспечены психологическими
кадрами. Но такая ситуация сложилась на сегодняшний день. В
2001-2002 учебном году - 50 % образовательных учреждений
были обеспечены психологами; в 2002-2003 учебном году 50
% образовательных учреждений были обеспечены психологами; в
2003-2004 учебном году - 63,5 % образовательных учреждений
были обеспечены психологами; в 2004-2005 учебном году -81 %
образовательных учреждений были обеспечены психологами.
-
Открытие ставок
педагогов-психологов в образовательных учреждениях, а так же
повышение заинтересованности в психологической работе в
образовательных учреждениях вызвало необходимость введения в
штат методического кабинета управления образования
администрации города Слободского ставок
методистов-психологов в 1999 году.
-
2) Отмечается
стабильность
в кадрах
педагогов-психологов образовательных учреждений.
Средний стаж работы 5 лет: 2 педагога-психолога
имеют стаж 9 лет; 2 педагога-психолога - стаж 7 лет; 7
педагогов-психологов - стаж до 5 лет; 5 педагогов-психологов
- стаж до 1 года.
-
3) Стабильность коэффициента
категорийности в течение 2-3 лет:
-
2 педагога-психолога имеют
I
квалификационную категорию, 5 педагогов-психологов имеют
II
квалификационную категорию.
-
В 2005-2006 учебном году подали заявления на
аттестацию на
II
квалификационную категорию 3 педагога-психолога.
-
4) В течение 6 лет в
городе работает городское методическое объединение
психологов образовательных учреждений. В связи с резким
увеличением педагогов-психологов в
дошкольных образовательных учреждениях возникла
необходимость деления методического объединения на 2
подгруппы: методическое объединение психологов
дошкольных образовательных учреждений и методическое
объединение психологов школ. Руководит в течение 4 лет
методическим объединением психологов опытный специалист
педагог-психолог Г.В.Коснырева, которая по совместительству
работает и методистом-психологом в методическом
кабинете управления образования администрации
города Слободского. На заседаниях
методических объединений рассматриваются
разнообразные вопросы, связанные с
сохранением психологического здоровья
участников образовательного процесса, зашиты прав детей и
подростков.
-
5) Ежегодно
педагоги-психологи проходят курсовую подготовку в
областном центре службы практической
психологии. Систематическое повышение квалификации
педагогов-психологов позволяет повышать
профессиональную компетентность специалистов, что,
в свою очередь, повышает качество психологической помощи
участникам образовательного процесса.
-
6) Основные
направления деятельности методистов-психологов
методического кабинета управления образования
администрации города Слободского - это:
-
• совершенствование
психологической подготовки управленческих кадров;
-
• непрерывное психологическое
образование педагогических кадров;
-
• психологическое
сопровождение процесса аттестации педагогических кадров;
-
• психологическое
сопровождение городских конкурсов: «Учитель года города
Слободского», «Воспитатель года города Слободского»;
-
• адресная помощь
образовательным учреждениям.
-
Наряду с положительными моментами
в развитии службы имеют место факторы, которые негативно
сказываются на становлении практической психологии в городе
Слободском,
-
По итогам изучения вопроса
организации рабочего места педагогов-психологов
образовательных учреждений было выявлено, что только у 5
имеются отдельные кабинеты (3 педагога-психолога дошкольных
образовательных учреждений, 1 педагог-психолог лицея № 9
(начальное звено), 1 педагог-психолог школы-интерната), в
которых можно проводить индивидуальную работу, консультации
для родителей и педагогов и работу с группами по 2-3
человека. Остальные педагоги-психологи не имеют отдельного
кабинета. Они делят его или с социальными педагогами, или с
узкими специалистами, или с классными руководителями.
-
Такие условия создают
определенные трудности в работе психологов, нет возможности
проводить индивидуальные консультации;
коррекционно-развивающие занятия проводятся в раздевалках
(дошкольные образовательные учреждения), кабинетах
учителей-предметников, актовом зале. Из-за этого возникают
трудности с графиком проведения занятий. Всю специальную
литературу, диагностические материалы, пособия для
проведения занятий психологи хранят дома.
-
Конечно, и о
материально-технических условиях обеспечения психологических
служб образовательных учреждений говорить не приходится. На
сегодняшний день ни у одного педагога-психолога нет
компьютера, копировальной оргтехники, что вызывает
значительные затруднения в работе психолога. Поэтому
первоочередной задачей в улучшении материально-технической
базы педагога-психолога считаем обеспечение их рабочим
кабинетом и оргтехникой, или свободным доступом к технике в
образовательных учреждениях.
-
Но и решение данной проблемы не
дает возможность повысить качество психологического
сопровождения образовательного процесса в образовательных
учреждениях в условиях модернизации российского образования.
Поэтому необходимо развивать городскую службу практической
психологии, в том числе создать Центр службы практической
психологии города Слободского, деятельность которого будет
направлена на создание единой системы психологического
сопровождения процессов обучения и воспитания детей.
-
И закончить свое выступление
можно словами М.Витяновой из «Открытого письма
педагогическому коллективу школы, решившему «завести» у себя
психолога»:
-
«Уважаемые педагоги! Психолог в
школе это возможный путь к развитию обновленного
учебно-воспитательного процесса, это новый тип школы и
педагогической деятельности, для которых психология не
является частью внешнего престижа школы,
способом избавления от «педагогического
брака» или
профессиональным
«костылем», а представляет собой неотъемлемую и
важную часть повседневной работы каждого педагога!!!».
"Методическая поддержка деятельности
педагогов- психологов в г.Слободском"
| |
Назад
Copyright 2005. Все
права защищены. г.Слободской,Кировская область.
|
|