Сайт  методической  службы  образования  
г.Слободской,  Кировская область
              

Главная    ГМО    Проекты   Ссылки

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

Тесты

 

 


Психологическая  служба

"Управление развитием  службы практической психологии  в системе образования города Слободского"
Развитие службы практической психологии в системе образования города должно осуществляться в рамках масштабного процесса модернизации образования.
Приоритетной целью модернизации образования определяется обеспечение высокого качества российского образования. В современном представлении понятие «качество образования» не сводится только к набору знаний и навыков, оно связывается с понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность», «компетентность» и др.
Соответственно сфера ответственности практической психологии в системе образования не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей обучения, она предполагает решать задачи успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.
Толчком в развитии службы практической психологии города Слободского стала работа руководителей образовательных учреждений города и резерва руководителей в семинаре «Психологические основы эффективного управления», который в 1998 году проводили на базе методического кабинета управления образования города Слободского психологи областного центра службы практической психологии Кудинова СВ. и Березин Л.К). На данном семинаре руководители получили практический аспект решения проблем управления, проблемы взаимодействия между участниками образовательного процесса, формирование имиджа руководителя; многие получили психологическую помощь в решении личных проблем.
Все это мотивировало руководителей школ к введению ставок педагогов-психологов в образовательных учреждениях. Анализируя данные за 6 лет, можно выделить следующие тенденции в развитии психологической службы города:
1) Увеличивается количество образовательных учреждений, обеспеченных психологическими кадрами. Огорчает факт отсутствия педагогов-психологов в учреждениях дополнительного образования города. На сегодняшний день в 6 школах из 7 работают 7 педагогов-психологов, 1 педагог-психолог в школе-интернате; в 13 дошкольных образовательных учреждениях работают 10 педагогов-психологов.
Таким образом, образовательные учреждения города на 81 % обеспечены психологическими кадрами. Но такая ситуация сложилась на сегодняшний день. В 2001-2002 учебном году - 50 % образовательных учреждений были обеспечены психологами; в 2002-2003 учебном году     50 % образовательных учреждений были обеспечены психологами; в 2003-2004 учебном году - 63,5 % образовательных учреждений были обеспечены психологами; в 2004-2005 учебном году -81 % образовательных учреждений были обеспечены психологами.
Открытие ставок педагогов-психологов в образовательных учреждениях, а так же повышение заинтересованности в психологической работе в образовательных учреждениях вызвало необходимость введения в штат методического кабинета управления образования администрации города Слободского ставок методистов-психологов в 1999 году.
2)     Отмечается     стабильность         в     кадрах     педагогов-психологов образовательных   учреждений.   Средний   стаж   работы   5   лет:   2   педагога-психолога имеют стаж 9 лет; 2 педагога-психолога  - стаж 7 лет; 7 педагогов-психологов - стаж до 5 лет; 5 педагогов-психологов - стаж до 1 года.
3) Стабильность коэффициента категорийности в течение 2-3 лет:
2 педагога-психолога имеют I квалификационную категорию, 5 педагогов-психологов имеют II квалификационную категорию.
В 2005-2006 учебном году подали заявления на аттестацию на II квалификационную категорию 3 педагога-психолога.
4)   В   течение   6   лет   в   городе      работает   городское   методическое объединение психологов образовательных учреждений.  В связи с резким увеличением     педагогов-психологов     в     дошкольных     образовательных учреждениях возникла необходимость деления   методического объединения на   2    подгруппы:    методическое   объединение    психологов   дошкольных образовательных учреждений и методическое объединение психологов школ. Руководит в течение 4 лет методическим объединением психологов опытный специалист педагог-психолог Г.В.Коснырева, которая по совместительству работает  и  методистом-психологом  в  методическом  кабинете управления образования      администрации      города      Слободского.      На      заседаниях методических    объединений    рассматриваются    разнообразные    вопросы, связанные     с     сохранением      психологического     здоровья     участников образовательного процесса, зашиты прав детей и подростков.
5)   Ежегодно   педагоги-психологи   проходят   курсовую   подготовку   в областном    центре   службы    практической    психологии.   Систематическое повышение    квалификации    педагогов-психологов    позволяет    повышать профессиональную   компетентность   специалистов,   что,   в   свою   очередь, повышает качество психологической помощи участникам образовательного процесса.
6)     Основные     направления     деятельности     методистов-психологов методического   кабинета   управления   образования   администрации   города Слободского - это:
•   совершенствование    психологической    подготовки    управленческих кадров;
•    непрерывное психологическое образование педагогических кадров;
•    психологическое сопровождение процесса аттестации педагогических кадров;
•    психологическое сопровождение городских конкурсов: «Учитель года города Слободского», «Воспитатель года города Слободского»;
•    адресная помощь образовательным учреждениям.
Наряду с положительными моментами в развитии службы имеют место факторы, которые негативно сказываются на становлении практической психологии в городе Слободском,
По итогам изучения вопроса организации рабочего места педагогов-психологов образовательных учреждений было выявлено, что только у 5 имеются отдельные кабинеты (3 педагога-психолога дошкольных образовательных учреждений, 1 педагог-психолог лицея № 9 (начальное звено), 1 педагог-психолог школы-интерната), в которых можно проводить индивидуальную работу, консультации для родителей и педагогов и работу с группами по 2-3 человека. Остальные педагоги-психологи не имеют отдельного кабинета. Они делят его или с социальными педагогами, или с узкими специалистами, или с классными руководителями.
Такие условия создают определенные трудности в работе психологов, нет возможности проводить индивидуальные консультации; коррекционно-развивающие занятия проводятся в раздевалках (дошкольные образовательные учреждения), кабинетах учителей-предметников, актовом зале. Из-за этого возникают трудности с графиком проведения занятий. Всю специальную литературу, диагностические материалы, пособия для проведения занятий психологи хранят дома.
Конечно, и о материально-технических условиях обеспечения психологических служб образовательных учреждений говорить не приходится. На сегодняшний день ни у одного педагога-психолога нет компьютера, копировальной оргтехники, что вызывает значительные затруднения в работе психолога. Поэтому первоочередной задачей в улучшении материально-технической базы педагога-психолога считаем обеспечение их рабочим кабинетом и оргтехникой, или свободным доступом к технике в образовательных учреждениях.
Но и решение данной проблемы не дает возможность повысить качество психологического сопровождения образовательного процесса в образовательных учреждениях в условиях модернизации российского образования. Поэтому необходимо развивать городскую службу практической психологии, в том числе создать Центр службы практической психологии города Слободского, деятельность которого будет направлена на создание единой системы психологического сопровождения процессов обучения и воспитания детей.
И закончить свое выступление можно словами М.Витяновой из «Открытого письма педагогическому коллективу школы, решившему «завести» у себя психолога»:
«Уважаемые педагоги! Психолог в школе это возможный путь к развитию обновленного учебно-воспитательного процесса, это новый тип школы и педагогической деятельности, для которых психология не является частью      внешнего      престижа      школы,      способом      избавления      от «педагогического     брака»     или         профессиональным     «костылем»,     а представляет собой    неотъемлемую и важную часть повседневной работы каждого педагога!!!».

"Методическая поддержка деятельности педагогов- психологов  в  г.Слободском"

Назад

© Copyright  2005. Все права защищены. г.Слободской,Кировская область.

Новости сайта
 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес:
slob-mk@narod.ru
 

Сайт создан в системе uCoz